Нелегалка, «Нелегалка»

В литературной среде бытует одно не бесспорное утверждение: в принципе, каждый человек может написать хотя бы одну книгу. Для этого ему будет достаточно лишь изложить на бумаге свою жизнь.

Автор этих строк вспомнил об этом высказывании на ноябрьском  «четверге» в актовом зале СПСЛ, когда там начался творческий вечер члена Союза, прозаика, поэтессы и художницы Натальи Лазаревой.

Для начала надо отметить, что Наталья Михайловна  очень ответственно подготовилась к вечеру. Одна стена  зала была завешена фотографиями ее бумажных силуэтов, другая ее же рисунками и картинами. Да и прикид (костюм, наряд) выступающей был необычен для литературного вечера – наверное, именно так, по разумению выступающей, должна была выглядеть российская нелегалка, собирающаяся найти работу сиделки, скажем в такой для нас экзотической стране, как Италия. Так же своеобразно прошел и сам вечер. Можно было предположить, что он пройдет в рамках презентации романов Натальи Лазаревой – «Нелегалка» и «Нелегалка-2»,  вышедших в разное время, но автор построила свое выступление по-другому.  Аудитория услышала устное повествование о жизненных перипетиях одной конкретно взятой отечественной искательницы заработка  в одной конкретно взятой западной стране. Однако перед аудиторией предстала не сухая хронология некой биографии, а эмоциональный рассказ об определенном куске жизни самого автора. Рассказ перемежался ироничными комментариями, лирическими отступлениями, и даже сценическими этюдами. Скажем, чего стоил представленный сюжет, в котором сиделка, не знающая ни одного слова по-итальянски, объясняла своей подопечной, ни бельмеса не понимающей в русском, смысл такого  выражения как …«полная жопа».  Сначала итальянская бабушка очень обиделась, когда героиня прямо на ней пыталась показать суть предмета, но когда до старушки дошла вся глубина перевода, выражение ей так понравилось, что позже она им уже злоупотребляла и не всегда к месту. Нетрудно понять почему в течение пересказа  этого эпизода так искренне взрывалась смехом аудитория – надо было просто видеть и слышать Наталью Лазареву. Не задача этих строк – судить о ее литературных способностях, но не отметить артистический дар  данного литератора просто нельзя. Точное, емкое слово, умение ярко показать картинку, владение искусством передачи диалога – вот что запечатлелось во время этого вечера. Кстати, на моей памяти это одно из редких выступлений на «четвергах», когда не хотелось следить за временем. Почти два часа выступления пролетели как хороший моноспектакль, как монолог человека, которому есть  чем и о чем поделиться.

Уже на прощание автор обеих «Нелегалок» поделилась с залом, что скоро опять собирается на Апеннины, опять на заработки, опять за новыми впечатлениями, которые, возможно, опять лягут  в основу следующего романа.

Г.Д.