«За солнечное творчество»

 В июне текущего года были подведены итоги Германского международного литературного конкурса русскоязычных авторов «Лучшая книга года» за 2020 г. Специальным дипломом конкурса «За солнечное творчество» была  награждена член Санкт-Петербургского Союза литераторов Людмила Николаевна Митрохина. Так было отмечено ее поэтическое издание «Исповедь гардеробщицы».

 

(Из интервью с дипломантом Германского конкурса – петербургским поэтом, писателем, искусствоведом Людмилой Митрохиной, проведённом на ее юбилейном творческом вечере

3 октября 2020 года в галерее «Мастер»)

 

Вопрос. Кроме этой престижной награды, что еще вошло в вашу творческую копилку этого года?

Ответ. Этот год, не только для отдельного человека, но и для всего человечества, добрым не назовешь. Я имею в виду пандемию коронавируса. Однако, если говорить о творчестве, 2020 год пропащим для себя назвать не могу. Свои наиболее весомые работы я бы расставила в таком порядке: в СПб научном журнале «Актуальные проблемы экономики и управления» 2(26) 2020 ГУАП в разделе «Экономика, политика, культура» опубликована литературная статья «ФЕНОМЕН НАРРАТИВА (Попытка осмысления прозы современных художников»). Международным издательством LAMBERT напечатана книга «ШТРИХИ ВРЕМЕНИ В ИСКУССТВЕ». Издана книга прозы «НЕИЗБЫВНОЕ» (Стихотворения в прозе, эссе, рассказы, повести, сны и фантазии). Вышел в свет поэтический сборник «ПАЛИТРА ЧУВСТВ». Издана в соавторстве с заслуженным деятелем искусств А.Г. Раскиным солидная монография о художниках «ИРИНА ГРЕЦКАЯ. ЮРИЙ ГРЕЦКИЙ». В шорт-лист Международного драматургического конкурса «Время драмы» вошла новая пьеса «ХМЕЛЬ ПАМЯТИ» об Алексее Толстом и Наталье Крандиевской.

В. Насколько мне известно, вы первоначально, имея два высших экономических образования, работали в финансовой сфере. Что послужило толчком для изменения вашей деятельности в творческую сторону?

О. Судьба действительно дала мне резкий толчок и неожиданный поворот в творческую сторону. Надо признать, что творческая жилка живёт в каждом ребёнке. Вот только раскрыть заложенный природой талант, поддержать в нужный момент не всегда получается в семье и в школе. У меня это произошло в полста лет, в девяностые годы, когда я очутилась внезапно без работы и стояла на бирже труда в длиннющих очередях со всей страной. Появилось прорва свободного времени, ужас перед этой пустотой и страх за выживание. Именно тогда в моей судьбе появился Абрам Григорьевич Раскин, искусствовед, историк, поэт, публицист, заслуженный деятель искусств РФ. Человек вдохновенный, заряжающий искусством, добрейшей души и с непростой трагической судьбой, открывший мне дверь в страну поэзии, живописи и литературы. Благодаря этому знакомству я выжила, зацепившись за творчество, которое поглотило меня целиком и дало силы идти по жизни дальше.

В. Ваши интересы и творческое проявление полны разнообразия. Это и стихи, искусствоведческие статьи, прозаические произведения, даже драматургия. С чего вы начали и к чему подошли в настоящий момент?

О. Начало было положено стихами. Писала, как дышала, не придавая этому значения. Я мыслила и передавала чувства образами, которые дремали давно, которыми я смогла снимать стрессы тягостных переживаний и облегчать душу. Позже, участвуя поначалу чисто технически в издании «Петербургских искусствоведческих тетрадях», а потом и как автор и составитель, с головой ушла в этот интересный процесс. Плоды этого процесса живут в 62 томах и размещены на сайте «ПИТ-АИС-СПБ. Петербургские искусствоведческие тетради». Потом пошла проза, публицистика, монографии о современных художниках. Одновременно откуда-то полилась драматургия, в которой хотелось сконструировать судьбы и поступки людей по своему желанию и наитию. Так родилась в этом году книга «Пьесы для старого чемодана», в которой «живут» 12 пьес. Некоторые вошли в лонг и шорт листы Международного драматургического конкурса «Время драмы». Монопьесы были поставлены любительским театром муз «Татьянин День» в залах Петрикирхе на Невском, в Лектории Русского музея, во многих библиотеках Петербурга и Царского Села.

В. У каждого творческого человека со временем вырабатывается свой стиль, своя основная тема, определяемая его интересами и обстоятельствами.  Можно сказать, данная нам свыше миссия. По вашему мнению, о чём «поют» ваши стихи, проза и драматургия?

О. Обозревая, что вышло из-под моего пера, могу сказать, что тема моего творчества касается в большей степени судеб городских петербургских женщин, преодолевающих невзгоды, ищущих духовные опоры, не сдающихся до конца. Именно в этом каменном суровом и прекрасном городе женщины особенные, сверхъестественные, красивые

 по-петербуржски, терпеливые и смелые, отчаянные и сдержанные, с характером Жанны д'Арк и с космически-духовной глубиной Моны Лизы. Недаром художники признали моё стихотворение о городской женщине моей визитной карточкой:

Я – женщина города мёртвых царей,

Гранита и мраморных ног,

Я – женщина города дикарей,

Революционных сапог.

 

Я – женщина хмурых домов взаперти,

Дворов проходных в никуда.

Я – женщина сумок и толчеи

С мозолью больной навсегда.

 

Я – женщина ржавых трамвайных карет,

Кирпичных отравленных труб.

Я – женщина женщин, встающих чуть свет

И недоцелованных губ.

 

Я – женщина всех заблуждений в пути,

Обманутых снов, острых слов.

Я – женщина с диким упорством в груди

И взглядом полуночных сов.

 

Я – женщина чада кухонной плиты,

Смердящей, как старый завод.

Я – женщина вовсе не вашей мечты,

Изнанка я – наоборот.

 

Я – женщина женщин с лицом изнутри,

С тенями прилипших забот.

Я – женщина женщин горящей души.

Мы – звёзды, а всё – небосвод.

В. Какую нишу заняло искусствоведение в вашей творческой жизни? К искусству вы пришли случайно или исподволь к нему шли?

О. Со временем я поняла, что в каждой случайности существует своя закономерность. Стремление с детства к искусству отчасти реализовалось в зрелые годы. И это счастье. Искусствоведение необычайно расширило мой кругозор. Окунувшись из экономической области в сферу искусства, я поняла скудность своих познаний и бездонную глубину мирового культурного пространства, в котором отражаются эпохальные стадии развития всего человечества. Поначалу просто растерялась перед этой глыбой. Но пытаюсь продвигаться через эти волшебные дебри, наполняясь силой искусства. Честно скажу, мне не хватает профессионального образования. Помогает интуиция, поэтическое восприятие художественных произведений и, главное, опорные материалы по истории искусства. К сожалению, половина активной жизни потеряна для учёбы. Так что, учитесь смолоду, напитывайтесь прекрасным искусством, которое живёт рядом: в живом музее под открытым небом - в величественном Петербурге.

В. Что для вас проза? Наблюдение или переосмысление, сопереживание или анализ, рассудочность или откровение?

О. Проза проявилась у меня внезапно. Захотелось чем-то поделится, что-то запечатлеть, во что-то вникнуть и разобраться. В отличие от поэзии, которая у меня рождалась легко и спонтанно, проза потребовала совершенно иных умственных и душевных усилий. Проза заставила меня работать над текстом осмысленно и вдумчиво. После своих писательских усилий я стала иначе смотреть и читать великие творения.  Впервые, можно сказать, поняла всю необъятность, масштабность и глубину классических хрестоматийных произведений, прониклась современным литературным стилем, стала ценить новые формы, отмечать свежие не заимствованные мысли, читать между строк и учится у всех пишущих мастерству слова. Интересная тема даёт развитие мыслям и фантазии. Так родилась книга о петербургском слепом художнике Олеге Зиновьеве «Золотое сечение судьбы», получившая диплом на Международном Германском литературном конкурсе «Лучшая книга года» в 2015 году. Тема о слепых людях живёт у меня и в других рассказах. Горжусь, что эти произведения изданы Брайлевским шрифтом и доступны незрячим.  Соприкосновение с новым для меня миром незрячих изменило моё отношение к миру вообще и к людям в частности.      

В. Темы для произведений даёт вам жизнь или воображение? Какими произведениями вы внутренне гордитесь, считая их удачными?

О. Так получилось, что свои темы я черпаю из жизни, добавляя необходимые штрихи, образы, выстраивая сюжетные линии, как диктует воображение. Сама жизнь, непредсказуемая, драматическая и волшебная дарит мне моих героев. Мне доверяют для литературного творчества сокровенные письма, деловые бумаги, жизненные сюжеты, что рождает особое чувство ответственности и причастности к этим судьбам. Отпечаток времени лежит на наших лицах, лепит характеры, формирует принципы, а потом исчезает вместе с нами, как эпоха. А потому хочется запечатлеть это время и нас в нём. Внутренне горжусь первыми несовершенными по форме, но глубокими по чувству стихами в сборнике «Бремя». Особо отмечаю для себя книгу о моей родословной «Древо Жизни». Считаю удачей всю прозу о незрячих людях. А также греет сердце мой автобиографический роман «Хроника Лёлькиных аллюзий» под псевдонимом Вага Вельская.

В. Почему вы взяли такой псевдоним – Вага Вельская?

О. Мой отец был военным прокурором. Направлялся с семьёй через всю страну из Владивостока в Таллинн и далее Ленинград. По пути в небольшом городе Вельске я и родилась. Потому – Вельская. А в старинном городе Вельске протекает маленькая река Вага. Название этой реки и стало моим именем – Вага.

В. Интервью будет размещено в институтской газете и в петербургском журнале «Авансцена» в очередном номере. Вы не возражаете?

О. Сочту за честь.

Интервью провела Елизавета Круглова,

студентка факультета журналистики СЗИУРАНХиГС.